Проведение саммита G8 в Санкт-Петербурге дорого обойдется местному бизнесу. В течение пяти дней будет парализована работа порта Петербурга, через который идет 12% всех грузов на территорию России. Участники рынка бьют тревогу. Потери порта от временной остановки работы оцениваются в $10-15 млн.
Представители петербургского бизнеса говорят, что никакой официальной информации о запрете навигации не получали. В комитете по транспортно-транзитной политике Санкт-Петербурга "Бизнесу" сообщили, что существует лишь сообщение оргкомитета G8 со ссылкой на требования Федеральной службы охраны.
По словам начальника отдела транспорта и транспортной инфраструктуры комитета Олега Новикова, в соответствии с этими требованиями, акватории восточной части Финского залива и Невы будут закрыты с 9.00 13 июля до 24.00 17 июля.
Санкт-Петербург - самый крупный контейнерный порт России. По словам гендиректора "КИА центра" Николая Титюхина, через него идут практически все виды грузов, в том числе бытовая техника, одежда, продукты питания.
Точнее, через северо-западное направление на территорию России попадает 60% грузов, до 20% из них дает порт. Соответственно, через порт идет 12% грузопотока России, и его остановка ударит по рынку.
Источник "Бизнеса" в ОАО "Морской порт СанктПетербург" сообщил, что в результате действия этих ограничений компания может потерять $1,5-2 млн, а порт - около $10-15 млн. Директор проектов ИАА SeaNews Алексей Безбородов оценивает потери в меньшую сумму: судя по данным за март 2006 года, говорит он, порт не досчитается примерно $3,5 млн. При этом только контейнерные терминалы потеряют не менее $1,5 млн. Генеральный директор ЗАО "Первый контейнерный терминал" Евгений Южилин подтвердил эти опасения. "К нам не будут приходить грузы, при этом товары, предназначенные к экспорту, будут накапливаться в порту, склады будут переполнены и терминал перегружен. Убытки понесут все",- сокрушается он.
По мнению Безбородова, никакие штрафные санкции к Санкт-Петербургскому порту применяться не будут, поскольку подобные ограничения считаются форс-мажорным обстоятельством. "Но кто-то в любом случае понесет убытки: либо клиенты, либо логистические компании, либо порты, где будут простаивать суда",- говорит коммерч е ский д и р е к т о р ООО "Транс Сибирский Экспресс сервис" Валентин Туртиа. По оценкам главы представительства Совета по экспорту домашней птицы и яиц США Альберта Давлеева, суточный простой одного судна обходится в $10 тыс. "Но обычно одновременно р а з гружаются три-четыре судна, столько же приходит в течение недели. Соответственно, на всех своих судах импортер может потерять до $30-40 тыс. в день",- подсчитал он.
По мнению участников рынка, наиболее логичный выход из ситуации - переадресация грузов в другие порты, например в Финляндию (Котка) или Эстонию (Таллин), хотя такие действия, разумеется, потребуют дополнительных расходов по фрахту и возвращению судов из этих портов. И компании, которые еще могут как-то скорректировать свою работу, пытаются в срочном порядке внести изменения. В частности, крупный импортер овощей и фруктов компания Sunway, по словам ее директора по связям с общественностью Дениса Прокофьева, на время саммита несколько изменит свои заходы. "Наши транспортники в курсе ситуации и готовы к решению этой проблемы. Три дня фрукты могут полежать и на складе, для нас это вряд ли критично",- считает Прокофьев.
Попросивший об анонимности таможенный брокер предполагает, что для импортеров бытовой техники закрытие порта также пройдет без особых проблем. "Многие ожидали проблем во время саммита G8 и успели к нему приготовиться",- говорит собеседник "Бизнеса". Согласен с ним и пресс-секретарь транспортно-экспедиторской компании "ЕвросибТБ" Михаил Свердлов. "У нас не работают с колес, бывает, что в порту контейнеры стоят по две недели. Поэтому больших убытков для компании не будет",- уверен он.
Однако изменить свою логистику могут уже далеко не все, тем более что сразу несколько компаний заявили "Бизнесу", что никакой официальной информации у них до сих пор нет. "У всех, кто работает в логистическом бизнесе, отправки планируются за месяц и ранее. С Дальнего Востока, из Азии и Австралии грузы идут долго. Их уже не остановить",- разводит руками Туртиа. По его словам, суда вынуждены будут простаивать в больших портах Европы и ждать, когда откроют Петербург.
Проблемы компаний могут не ограничиться пятью днями. По мнению участников рынка, после саммита нужно будет как-то вывозить накопившиеся в терминалах грузы, и не исключено, что после 17 июля возникнет очередь судов в портах. Чтобы работа порта нормализовалась, потребуется не меньше двух недель.
Источник материала "Бизнес"
Среда, 7 июня 2006, 10:45
|