финансовая компания PROFIT HOUSE
  • Котировки акций
  • Лидеры роста-падения
  • Интернет-трейдинг QUIK  
  • Открыть счет
  • Раскрытие информации

  • 115114, Россия, Москва,
    Дербеневская набережная, дом 11, корпус А, помещение 80.
    Тел: (495) 232-3182; факс: (495) 795-3290
    http://www.phnet.ru; client@phnet.ru
        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Версия для печати 
       
    Новости со всего мира

    По стопам Ника Лисона

    Похоже, инвестиционный гуру Уоррен Баффетт не зря называл производные инструменты оружием массового поражения. China Aviation Oil (Singapore) — монополист по импорту авиакеросина в Китай — потеряла $550 млн на рынке нефтяных фьючерсов и фактически обанкротилась. Это самый громкий скандал с 1995 г., когда трейдер Ник Лисон разорил британский банк Barings.


    До последнего времени China Aviation Oil (Singapore), 60% акций которой принадлежат государственной китайской China Aviation Oil Holdings, считалась образцовой компанией с хорошим корпоративным управлением. Гендиректор Чен Цзюлинь построил ее фактически с нуля, в 2001 г. она провела первичное размещение акций в Сингапуре, и с тех пор ее капитализация выросла в семь раз.

    Но процветанию неожиданно пришел конец. Компания сообщила, что понесла убытки в $550 млн из-за ошибок при спекулятивной игре на рынке нефтяных фьючерсов. Ее трейдеры ожидали, что после резкого роста в сентябре, когда цены на нефть почти дошли до $50 за баррель, начнется падение. Однако цены продолжили расти, достигнув 25 октября $55,65. Из-за потерь компания оказалась не способна обслуживать свои долги, обратилась за помощью к материнской компании и сингапурской инвестиционной госкомпании Temasek, владеющей 2% ее акций. Singapore Exchange, сингапурский оператор бирж, привлек PricewaterhouseCoopers к расследованию операций China Aviation.

    Пока непонятно, почему не сработали системы контроля, которые, по словам источника, знакомого с ситуацией в China Aviation, должны не допустить наращивания убытков. О сделках, убыток по которым достигает $350 000, необходимо сообщать гендиректору. Каждая сделка любого из 10 трейдеров компании, приводящая к потере $500 000, автоматически закрывается, и совокупные убытки не должны были превысить $5 млн. Возможно, трейдеры намеренно обходили системы контроля.

    Стремительно нараставшие потери по фьючерсам заставили China Aviation еще в октябре обратиться к материнской компании за помощью. Та предоставила кредит в $100 млн, однако их не хватило для покрытия убытков. Как теперь заявляет China Aviation, она не сообщила о проблемах раньше, потому что сначала хотела разработать план спасения. Кроме того, 20 октября China Aviation Oil Holdings провела допэмиссию акций China Aviation на $119,7 млн, и теперь регуляторам предстоит выяснить, знали ли в тот момент в материнской компании о финансовых проблемах "дочки". Организатор эмиссии — Deutsche Bank говорит, что готов сотрудничать со следствием. "Сделка была проведена в полном соответствии с обычной рыночной практикой", — говорится в заявлении банка.

    "Для акционеров [China Aviation] это корпоративное землетрясение силой 9,5 балла по шкале Рихтера. Это еще один Barings", — говорит Дэвид Джералд из Сингапурской ассоциации инвесторов в ценные бумаги. Трейдер сингапурского подразделения Barings Ник Лисон с 1992 по начало 1995 г. проводил несанкционированные сделки с фьючерсами и опционами, умудряясь докладывать об убыточных операциях как о прибыльных. "Последним звонком" стало землетрясение в Кобе в январе 1995 г., обернувшее ситуацию на рынке против Лисона. Его убытки составили $1,2 млрд. Обанкротившийся Barings был куплен за 1 фунт стерлингов нидерландским банком ING.

    Крах China Aviation еще раз поставил вопрос о безопасности рынка деривативов, которые Уоррен Баффетт в 2003 г. назвал "финансовым оружием массового поражения" и "минами замедленного действия как для сторон, участвующих в сделке, так и для экономической системы" в целом. Рынок этот быстро растет: например, по данным Международной ассоциации дилеров по свопам и деривативам, совокупный размер открытых позиций на рынке процентных производных инструментов (крупнейшем сегменте рынка финансовых деривативов) вырос в первом полугодии на 16% до $164,49 трлн. При этом громкие скандалы происходят с регулярной периодичностью. Так, в 2002 г. Джон Раснак, валютный трейдер крупнейшего ирландского банка Allied Irish Banks, потерял $750 млн на операциях с валютными форвардами и опционами. AIB, правда, успешно пережил кризис.

    В China Aviation убытки росли как снежный ком в том числе и потому, что на рынке деривативов игра в основном ведется на заемные деньги. Банки могли предоставлять China Aviation кредиты на выгодных условиях, будучи уверены, что материнская госкомпания не даст ей обанкротиться. "Деривативы позволяют людям высказать свое мнение о риске. Чем больше людей на этом рынке, тем выше ликвидность и возможность для эффективного расчета цен", — защищает свой сектор стратегический аналитик по деривативам одного из лондонских инвестбанков. (Использованы материалы FT, WSJ.)
     

    Источник материала "Ведомости".

    Пятница, 3 декабря 2004, 11:08

     
                                                                                                                                                                                                     

     

        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Вверх страницы