Группа "Аэрофлот" эффективно распорядилась заработанными в 2004 г. деньгами, скупив на рынке около 4% акций своей же авиакомпании за $35,2 млн. Сейчас этот пакет стоит уже вдвое дороже — около $70 млн, а заодно он обеспечит менеджерам авиакомпании гарантированные места в совете директоров.
"Аэрофлот" - крупнейшая авиакомпания страны. За 2004 г. "Аэрофлот" перевез 6,9 млн пассажиров. Выручка за 2004 г. по РСБУ - 56,4 млрд руб., чистая прибыль - 6,3 млрд руб. По МСФО выручка группы составила $2,2 млрд (рост в 1,2 раза), а чистая прибыль - $172 млн (рост в 1,5 раза). Государству принадлежит 51,17% акций компании. По оценкам аналитиков, около 30% контролирует Национальная резервная корпорация (НРК) и около 10% - менеджмент.
О том, что с 2004 г. группа "Аэрофлот" является владельцем около 4% (51,3 млн шт.) акций одноименной авиакомпании, стало известно из представленного вчера отчета "Аэрофлота" по международным стандартам. Из указанного пакета на баланс самой авиакомпании попало лишь 36 913 акций, а остальные осели у ее "дочек". В документе указана и сумма, потраченная группой на скупку акций "Аэрофлота" — $35,2 млн.
Совет директоров компании такую сделку не одобрял, и в промежуточной отчетности она не отражалась, поэтому весьма удивила аналитиков и даже акционеров "Аэрофлота". "Первый раз об этом слышу", — признался "Ведомостям" совладелец НРК Александр Лебедев. Не знал о ней и один из членов совета директоров "Аэрофлота", представляющий государство. Но замгендиректора "Аэрофлота" по работе со СМИ Лев Кошляков не видит в этом ничего странного. "Акции скупал не сам "Аэрофлот", а его дочерние структуры, исходя из собственных интересов и оценки привлекательности бумаг, — сообщил он, — поэтому для этих сделок не требовалось одобрения совета". Название "дочек", купивших акции "Аэрофлота", в компании не раскрывают. Но, по информации источника, близкого к компании, акции скупали страховая компания "Москва", в которой "Аэрофлоту" принадлежит 98,7%, и пенсионный фонд группы.
Аналитики признают финансовую выгоду этой инвестиции. Сейчас 4% акций стоят вдвое дороже — около $70 млн, замечает аналитик ОФГ Елена Сахнова. Марат Ибрагимов из "УралСиба" полагает, что акции были куплены группой в самом начале 2004 г. — из расчета $0,7 за 1 шт.
Но эксперты видят и другую причину интереса "Аэрофлота" к собственным акциям. "Доля менеджмента в "Аэрофлоте" составляет около 13%, — отмечает Сахнова. — Этого недостаточно, чтобы гарантированно провести двух человек в совет директоров. С покупкой на группу 4% ситуация меняется, ведь этот пакет будет контролироваться управленцами". "Менеджмент таким образом хочет усилить свое влияние в компании", — соглашается и Лебедев. Он не исключает, что НРК "задаст несколько вопросов" по этому поводу руководителям "Аэрофлота".
Сейчас в совет директоров авиакомпании входят гендиректор Валерий Окулов и его заместитель Владимир Антонов, три места заняли представители НРК, а оставшиеся шесть — у представителей государства. "Хотя менеджменту стабильно удается провести в совет двух членов, неприятные ситуации иногда случаются", — замечает близкий к компании источник.
Однако эксперты не ожидают продолжения скупки акций "Аэрофлота" самой группой — на рынке осталось лишь около 2% акций. Правда, о готовности продать свой пакет заявлял Лебедев, но у него нет цели срочно выйти из этого бизнеса, сообщил он вчера "Ведомостям". "К тому же пакет НРК стоит не менее $450 млн, и менеджменту "Аэрофлота" он не по карману даже под залог своих акций", — отмечает Сахнова. Тем более что в этом году дела "Аэрофлота" идут несколько хуже: в первом полугодии авиакомпания заработала на 17% меньше, чем за тот же период прошлого года, — $69,3 млн. По оценке Сахновой, из-за роста издержек чистая прибыль "Аэрофлота" по итогам всего 2005 г. может сократиться вдвое.
Источник материала "Ведомости".
Четверг, 8 сентября 2005, 11:15
|