финансовая компания PROFIT HOUSE
  • Котировки акций
  • Лидеры роста-падения
  • Интернет-трейдинг QUIK  
  • Открыть счет
  • Раскрытие информации

  • 115114, Россия, Москва,
    Дербеневская набережная, дом 11, корпус А, помещение 80.
    Тел: (495) 232-3182; факс: (495) 795-3290
    http://www.phnet.ru; client@phnet.ru
        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Версия для печати 
       
    Новости и комментарии

    Реформа электроэнергетики

    Госдума сегодня на пленарном заседании рассмотрит в первом чтении весь правительственный пакет законопроектов по реформированию электроэнергетики. Таково решение совета Госдумы, принятое во вторник.

    Комитет Госдумы по энергетике, транспорту и связи на заседании 23 сентября рекомендовал нижней палате парламента принять в 1-м чтении уточненные варианты проектов законов "Об электроэнергетике", "О введении в действие федерального закона "Об электроэнергетике" и "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".

    Напомним, что Правительство РФ внесло изменения в проекты ранее внесенных в Госдуму федеральных законов "Об электроэнергетике", "О введении в действие Федерального закона "Об электроэнергетике" и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ".

    Данные изменения были внесены по итогам работы трехсторонней рабочей группы по выработке согласованных вариантов проектов федеральных законов, касающихся государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации и реформирования электроэнергетики.

    Принципиальные поправки были сгруппированы в 17 разделов, в числе которых рабочей группой были учтены вопросы юридико-технического характера и предложения по сокращению отсылочных норм в текстах законопроектов.

    При этом указанный перечень содержал ряд наиболее спорных положений законопроектов, касающихся: условий деятельности вертикально-интегрированных компаний; сохранения регулятивных полномочий за субъектами Российской Федерации; отключения потребителей за невыполнение обязательств по оплате электроэнергии; вопросов реорганизации РАО "ЕЭС России"; вопросов регулирования предельных уровней тарифов.

    В результате обсуждения принципиальных поправок рабочая группа рекомендовала правительству РФ включить следующие положения, учтенные в данных законопроектах. Условия деятельности вертикально-интегрированных компаний допускают (ст. 7 законопроекта "О введении в действие Федерального закона "Об электроэнергетике"):

    1. Объединение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в рамках одного юридического лица в изолированных зонах, в которых невозможно развитие конкуренции по технологическим причинам, но при условии обязательного ведения раздельного учета по видам деятельности;
    2. Совмещение деятельности по передаче электрической энергии и конкурентных видов деятельности в рамках одного юридического лица, производящего электрическую энергию для собственных нужд и не осуществляющего деятельность по поставке или передаче электроэнергии иным лицам;
    3. В переходный период (до 2004 г.) возможность существования холдингов, владеющих пакетами акций обществ, осуществляющих деятельность по производству, передаче или сбыту электроэнергии. При этом структура хозяйствующих субъектов приводится в соответствие с требованием об обязательном организационном разделении конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности. За органами
    4. исполнительной власти субъектов РФ (ст. 20 законопроекта "Об электроэнергетике") закреплены полномочия по: - установлению сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков;
    5. Установлению тарифов на услуги по передаче электроэнергии по распределительным сетям; - установлению тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими комбинированную выработку электрической и тепловой энергии), на основании единой
    6. методики, утверждаемой на федеральном уровне;
    7. Согласованию использования водных ресурсов гидроэлектростанций, находящихся на территориях соответствующих субъектов РФ; согласованию размещения объектов электроэнергетики на территории субъектов РФ;
    8. Участию в установленном порядке в принятии решения о наделении субъектов электроэнергетики статусом гарантирующего поставщика;
    9. Контролю за применением регулируемых субъектами РФ цен (тарифов) на тепловую энергию. При этом установлена обязательность согласования назначения руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ с федеральным органом. Кроме того, органы исполнительной власти субъектов
    10. РФ наделены правом на передачу полномочия по установлению тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими комбинированную выработку электрической и тепловой энергии) органам местного самоуправления. Закреплена возможность участия органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся объекты Единой национальной электрической сети, в процессе утверждения инвестиционной программы федеральной сетевой компании (ст.20 законопроекта "Об электроэнергетике"). Дополнительно установлены меры ответственности за незаконной отключение и порядок возмещения убытков, возникших в результате незаконного отключения (ст. 36 законопроекта "Об электроэнергетике").


    Также законодательно закреплены доли государства в федеральной сетевой компании и системном операторе не менее 51% и тенденция к увеличению доли государства в уставных капиталах этих обществ, а также закреплена особенность реорганизации РАО "ЕЭС России" путем принятия решения о реорганизации простым большинством голосов общего собрания акционеров с пропорциональным распределением акций в создаваемых обществах (ст. 8 законопроекта "Об электроэнергетике", ст. 5 законопроекта "О введении в действие федерального закона "Об электроэнергетике").

    Закреплено сохранение регулирования предельного уровня тарифов на переходный период, а также существующая система регулирования цен как инструмент переходного периода. При этом установлено, что доля сегмента рынка, ценообразование на котором осуществляется в соответствии с указанной системой,определяется Правительством РФ с использованием механизмов антимонопольного законодательства (ст. 7 законопроекта "О введении в действие федерального закона "Об электроэнергетике"). В части ограничения прав собственников электросетевых объектов уточнены условия договоров между собственниками магистральных сетей и организацией по управлению единой национальной электрической сетью.

    В части организации оптового рынка в ст. 29 законопроекта "Об электроэнергетике" прописаны основные принципы его организации, а также определены основные функции (в том числе в части обеспечения равных условий для всех участников оптового рынка электроэнергии), принципы деятельности, методы государственного регулирования и способы усиления контроля за деятельностью администратора торговой системы (ст. 5 законопроекта "О введении в действие федерального закона "Об электроэнергетике"), имея в виду, что администратор торговой системы оказывает субъектам оптового рынка на возмездной основе услуги в качестве коммерческого оператора на основании договоров, заключаемых в соответствии с правилами оптового рынка. Также дополнены особенности антимонопольного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики.

    В части регулирования теплоснабжения дополнительно введено понятие комбинированной выработки (ст. 3 законопроекта "Об электроэнергетике") и установлен приоритет теплофикационных режимов при диспетчировании. В части регулирования экспорта электроэнергии исключено положение о единой организации-экспортере, а также установлено, что экспорт электроэнергии осуществляется в соответствии с нормами федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (ст. 29 законопроекта "Об электроэнергетике").

    Предусмотрена возможность установления тарифов по ценовым зонам оптового рынка (ст. 3,12, 20, 26 законопроекта "Об электроэнергетике"). Закреплены меры по воспроизводству генерирующих мощностей, имея в виду: определение условий и порядка поддержания резервов мощностей правительством РФ или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 20, 27 законопроекта "Об электроэнергетике"); закрепление за уполномоченным федеральным органом исполнительной власти функции по прогнозированию возможного энергодефицита и формированию при необходимости благоприятных условий для капиталовложений либо осуществлению государственных инвестиций в энергодефицитные зоны (ст. 28 законопроекта "Об электроэнергетике").

    Определено понятие гарантирующего поставщика (ст. 3 законопроекта "Об электроэнергетике"), предусмотрено принятие правил его деятельности (ст. 19 законопроекта "Об электроэнергетике"), а также установлено, что основным отличием гарантирующего поставщика от энергосбытовой организации является обязанность гарантирующего поставщика заключить договор на поставку энергии с любым обратившимся к ней лицом (ст. 37 законопроекта "Об электроэнергетике").

    В отношении гарантирующего поставщика предусмотрена его обязанность по урегулированию всего комплекса правоотношений, возникающих в связи с осуществлением поставки электроэнергии его потребителям, в том числе самостоятельное (без участия потребителя) согласование вопросов производства, передачи электроэнергии, оперативно-диспетчерского управления (ст. 36 законопроекта "Об электроэнергетике").

    В законопроекте (ст. 36 законопроекта "Об электроэнергетике") предусмотрено принятие правительством РФ особого порядка гарантирования оплаты потребления электроэнергии в отношении отдельных категорий потребителей, включающего: перечень потребителей, в отношении которых применяются гарантии; способы гарантирования обязательство по оплате электроэнергии; сроки, на которые предусматривается введение гарантий по оплате потребленной энергии.

    Введено правило, согласно которому не допускается ограничение потребления потребителей, обслуживаемых гарантирующим поставщиком, в случае наличия действующей бюджетной гарантии в отношении обязательств по оплате электроэнергии (ст. 36 законопроекта "Об электроэнергетике").

    Таким образом, рекомендации рабочей группы дополняют законопроекты необходимыми положениями и отражают согласованную позицию Госдумы, Совета Федерации и Правительства РФ.

    Вопросы введения законопроекта в действие определяются в проекте федерального закона "О введении в действие федерального закона "Об электроэнергетике", регулирующего также переходные положения по введению конкурентного рынка электрической энергии.

    РАО ЕЭС России

     

    Источник материала МФД-Инфоцентр.

    Среда, 9 октября 2002, 10:17

     
                                                                                                                                                                                                     

     

        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Вверх страницы