финансовая компания PROFIT HOUSE
  • Котировки акций
  • Лидеры роста-падения
  • Интернет-трейдинг QUIK  
  • Открыть счет
  • Раскрытие информации

  • 115114, Россия, Москва,
    Дербеневская набережная, дом 11, корпус А, помещение 80.
    Тел: (495) 232-3182; факс: (495) 795-3290
    http://www.phnet.ru; client@phnet.ru
        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Версия для печати 
       
    Новости и комментарии

    ОАО "ОМЗ - Силовые машины"

    Поспешность слияния и отдельные детали сделки по объединению ОМЗ и "Силовых машин" вызывает у экспертов много вопросов. По их мнению, у слияния могла быть политическая подоплека

    Вчера "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ) и концерн "Силовые машины" объявили о слиянии. Компании объединятся как равные: акционеры "Силовых машин" получат 50% акций ОМЗ, которым, в свою очередь, перейдет 100% акций "Силовых машин". Как отмечается в совместном пресс-релизе ОМЗ и "Силовых машин", "объединение компаний позволит привлекать большие ресурсы и реализовывать более крупные проекты", а также будет способствовать снижению трансакционных издержек и административных расходов в рамках новой компании. Между тем аналитики восприняли сообщение об объединении компаний с недоумением. По их словам, ОМЗ продешевило, сливаясь с "Силовыми машинами" на равных, и это может вызвать недовольство у миноритарных акционеров компании, а эффект от объединения будет, скорее всего, минимальным. Поэтому поспешность слияния объясняется недовольством гендиректором ОМЗ Кахой Бендукидзе во властных структурах.

    ОМЗ - крупнейшая российская компания в области тяжелого машиностроения. Выручка компании в 2002 г. по US GAAP составила 435,4 млн долл., чистая прибыль - почти 40 млн долл. Крупнейшим частным акционером компании является ее глава - Каха Бендукидзе, которому принадлежит 25,93% акций ОМЗ. Контрольный пакет акций принадлежит институциональным инвесторам, как российским, так и иностранным. Концерн "Силовые машины" - ведущий российский производитель и поставщик оборудования для гидравлических, тепловых, газовых и атомных электростанций. Выручка компании в 2002 г. по US GAAP составила 276,4 млн долл., чистая прибыль - 1,5 млн долл. Крупнейшими акционерами концерна является ХК "Интеррос" (около 76%) и Siemens (4,95%).

    "Идея объединения ОМЗ и "Силовых машин" возникла более двух лет назад, - заявил на пресс-конференции, посвященной объединению компаний, Каха Бендукидзе. - С середины лета 2003 г. начались интенсивные переговоры о слиянии, в результате которых и была достигнута объявленная договоренность". По словам г-на Бендукидзе, компании объединятся как равные: акционеры концерна "Силовые машины" получат 50% акций ОМЗ, а в собственность ОМЗ перейдет 100% акций "Силовых машин". Для этого "Объединенные машиностроительные заводы" проведут внеочередное собрание акционеров, на котором будет утверждаться дополнительная эмиссия акций, предназначенных для обмена на акции "Силовых машин". В результате сделки, по словам главы "Интерроса" Владимира Потанина, в России появится машиностроительный холдинг с оборотом более 1 млрд долл. и капитализацией свыше 500 млн долл. По предварительной информации, в уставном капитале новой компании ("ОМЗ - Силовые машины"), которая будет создана до конца 2004 г., 35% будет принадлежать ХК "Интеррос" и 17,5% нынешнему менеджменту ОМЗ.

    По словам представителей объединяющихся концернов, новая компания сосредоточится на инжиниринге, производстве и маркетинге оборудования для электроэнергетики, в том числе для АЭС и ГЭС. При этом до 70% продаж компании придется на энергетическое оборудование. "Объединение компаний позволит привлекать большие ресурсы и реализовывать более крупные проекты", а также будет способствовать снижению трансакционных издержек и административных расходов в рамках новой компании, - полагает г-н Бендукидзе. - Увеличение капитализации компании "ОМЗ - Силовые машины" позволит удешевить займы и выпускать евробонды в объемах на 150-200 млн долл., а также использовать другие финансовые инструменты".

    Опрошенные RBC daily аналитики согласились, что у новой компании больше перспектив для развития, но были очень удивлены внезапностью и условиями сделки. "Для меня это стало сюрпризом, как, наверное, и для остальных, - сказала RBC daily аналитик ИК UFG Елена Сахнова. - Идеи подобного рода иногда высказывались, но на них всегда была очень жесткая реакция с обеих сторон". "Экономических предпосылок для срочного объединения ОМЗ и "Силовых машин" (тем более именно сейчас) на рынке не было и нет, - сообщил RBC daily аналитик ИК "Проспект" Николай Иванов. - У каждой компании есть портфель заказов на несколько лет вперед". Тем не менее, по словам Елены Сахновой, обе компании серьезно заинтересованы в увеличении своей рыночной капитализации и их слияние, несомненно, будет этому способствовать, а поэтому выгодно для акционеров обеих компаний. С ней согласен и Сергей Суверов из Банка ЗЕНИТ. "Главная цель - повысить капитализацию бизнеса", - заявил он RBC daily. Правда, г-жа Сахнова высказала сомнение в том, что слияние компаний будет способствовать существенному сокращению издержек и росту рентабельности бизнеса. "Любое объединение преследует целью сокращение издержек, - полагает Елена Сахнова. - В данном случае, однако, я не вижу больших резервов по их сокращению, поскольку найти синергию между такими разными видами бизнеса, которые есть у ОМЗ и "Силовых машин", будет тяжело". По ее словам, компании, конечно, смогут сэкономить на совместных закупках металла, сокращении персонала. "Но большого эффекта синергии от объединения и увеличения рентабельности компаний я не ожидаю", - заключила г-жа Сахнова.

    Впрочем, Сергей Суверов придерживается несколько иного мнения. "Определенная синергия от объединения компаний будет, - говорит он. - Создается более крупная компания, которая будет привлекательнее для инвесторов. Они снизят стоимость закупок материалов и привлечения финансовых ресурсов. Кроме того, компании объединят усилия в энергетическом машиностроении, что может позволить им активнее бороться за новые контракты". Г-на Суверова больше смущают сроки и условия сделки. "ОМЗ и "Силовым машинам", прежде чем объявлять об условиях объединения, необходимо было провести международную оценку, чтобы не определять стоимость компаний "на глазок", - считает Сергей Суверов. - Стоимость компаний рассчитали мажоритарные акционеры, но есть еще миноритарные акционеры, которые могут вполне оспорить такие условия объединения". По его словам, тот факт, что к определению условий объединения не был привлечен независимый оценщик, является нарушением прав миноритарных акционеров. Директор по связям с общественностью ОМЗ Андрей Онуфриев не согласен с такой трактовкой слияния. "Привлечение независимого оценщика - это долгая и дорогостоящая процедура, - заявил он RBC daily. - И неизвестно, удовлетворил бы обе стороны результат оценки, а тогда и сделки о слиянии компаний просто бы не было". По словам г-на Онуфриева, каждый акционер ОМЗ на внеочередном собрании сможет показать свое отношение к планам слияния с "Силовыми машинами" и предложенным условиям.

    Отсутствие независимой оценки стоимости бизнеса объединяемых компаний вызвало у экспертов различные точки зрения и на то, какая из сторон больше проиграла. Сергей Суверов из Банка ЗЕНИТ считает, что "Силовые машины" стоят несколько дороже и имеют больший потенциал роста. Однако есть и другое подход. "На наш взгляд, ОМЗ недооценили, - заявили RBC daily в одной ведущей инвестиционных компаний. - Однако трудно представить себе человека, который бы мог обмануть Каху Бендукидзе". Между тем в 2001-2002 гг. ОМЗ показали значительно более высокие темпы прироста выручки и прибыли, чем "Силовые машины", а бизнес компании более диверсифицирован, что позволяет компании быть более финансово устойчивой. Так, по прогнозам Елены Сахновой из ОФГ, выручка ОМЗ в 2003 г. составит 537 млн долл., что на 72% выше уровня 2001 г. Напротив, доход "Силовых машин" по итогам текущего года вряд ли превысит уровень выручки ОМЗ двухлетней давности (313,1 млн долл. в 2001 г.).

    Николай Иванов из ИК "Проспект" считает, что в столь стремительной сделке была неэкономическая компонента, которая и снимает большинство вопросов по условиям ее проведения. "Сделка слияния имеет явную политическую составляющую, - заявил он RBC daily. - Можно предположить, что сделка по установлению ОМЗ контроля над "Атомстройэкспортом" (эта сделка вызвала недовольство Минатома - прим. RBC daily) могла стать детонатором в отношениях Кахи Бендукидзе с госчиновниками, и ему намекнули, что он может потерять весь свой бизнес. В такой ситуации объединение с "Силовыми машинами", наверное, оказалось самым лучшим выходом из ситуации". Аналитика несколько смущает и сам формат объединения - 50 на 50. "На сделку по объединению ОМЗ и "Силовых машин" Владимир Потанин мог пойти только в том случае, если был бы уверен, что получит полный контроль над новой компанией, - полагает г-н Иванов. - Возможно, что между Владимиром Потаниным и Кахой Бендукидзе существует договоренность о том, что "Интеррос" докупит акций новой компании по фиксированной цене, чтобы увеличить свою долю до контрольного пакета. Вряд ли без такой договоренности "Интеррос" пошел бы на слияние активов".
     

    Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".

    Пятница, 19 декабря 2003, 15:24

     
                                                                                                                                                                                                     

     

        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Вверх страницы