финансовая компания PROFIT HOUSE
  • Котировки акций
  • Лидеры роста-падения
  • Интернет-трейдинг QUIK  
  • Открыть счет
  • Раскрытие информации

  • 115114, Россия, Москва,
    Дербеневская набережная, дом 11, корпус А, помещение 80.
    Тел: (495) 232-3182; факс: (495) 795-3290
    http://www.phnet.ru; client@phnet.ru
        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Версия для печати 
       
    Обзоры и прогнозы

    Экономика

    Демонополизация рынка дальней связи в России идет полным ходом. Лицензии на предоставление абонентам проводных телефонов возможности звонить по России и за рубеж получили уже почти 20 компаний, а одна из них - МТТ - даже начала оказывать услуги. Однако новоявленным операторам и их абонентам еще предстоит пройти долгий путь до того момента, когда на рынке возникнет реальная конкуренция и цены пойдут вниз.

    Первые ласточки

    В рамках программы по демонополизации рынка дальней связи в России лицензии Россвязьнадзора на оказание услуг дальней связи выданы 18 компаниям. Это "Межрегиональный ТранзитТелеком", "Ростелеком", "Голден Телеком", "Инвестэлектросвязь", "Компания "ТрансТелеКом", "Онлайн-Телеком", "ЛанРусИнвест", "Центринфоком", "Эквант", "МирТелеКом", "Инфо-Плюс", "О.С.С.-Телеком", "Мобифон-2000", "Старт Телеком", "Арктел", "Вымпелком", "Зебра Телеком", "Международная компания связи". Лицензиаты должны будут обеспечивать междугородную и международную связь с любого телефона. Абонент должен будет выбирать поставщика услуг, набирая на своем телефоне определенный цифровой префикс. Альтернативный вариант - заключить договор на постоянное обслуживание с одним из операторов.

    В последние дни 2005 года москвичи могли наблюдать необыкновенную рекламу. Компания "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ) по телевидению рекламировала полученные ею коды, набирая которые после "восьмерки" любой горожанин может совершить звонок по России или за рубеж. Рекламная кампания МТТ, перекинувшаяся впоследствии с телеэкранов в вагоны московской подземки, - лишь первая ласточка начавшейся демонополизации рынка дальней связи в России.

    Создать конкурентную обстановку на рынке междугородной и международной связи российский регулятор - Мининформсвязи - задумал еще в начале нового века. Была избрана так называемая "горизонтальная" модель демонополизации. Согласно лицензии на дальнюю связь, получившая ее компания обязана оказывать услуги (а значит, и обладать соответствующей сетевой инфраструктурой) в любом российском регионе. Там же, где инфраструктуры у оператора нет, арендовать ее можно у недавнего монополиста - "Ростелекома".

    Первые жертвы

    Нельзя сказать, что демонополизация оказалась выгодной всем. Больше всех от новых правил пострадали многочисленные операторы IP-телефонии, бизнес которых за последние годы необычайно бурно рос (по данным аналитиков, в общем объеме услуг дальней связи IP-трафик до последнего времени занимал около 30%). Отныне оказывать услуги дальней связи им запрещено. Компании с действующими лицензиями на IP-межгород спешно продаются. Те же, кто от продажи отказывается, должны получить новую лицензию на право оказания "услуги связи сети передачи данных по передаче голосовой информации" или же стать торговым агентом одного из владельцев лицензий на дальнюю связь. Дело в том, что новые лицензии на IP-телефонию предусматривают передачу голоса по IP-сети только между компьютерными устройствами. Агентские взаимоотношения предусматривают, что IP-телефонист должен сначала договориться с зоновым оператором (в этой роли теперь выступают "дочки" "Связьинвеста"), а уж потом и с оператором дальней связи. Из-за появления посредников звонки по карточкам перестанут быть такими дешевыми. "Ранее построение сети было простым и примитивным. Операторы могли миновать все коммутационные центры "Ростелекома" и других предприятий связи и уводить трафик. Слово "уводить" в данном контексте используется как криминальное. Сегодня отношения операторов очень четко прописаны, и теперь такое поведение для них стало невозможным", - говорят чиновники.

    Новые цены

    Наиболее сильные игроки нарождающегося конкурентного рынка дальней связи - это Golden Telecom, МТТ и "ТрансТелеком". Последние две компании обладают собственной развитой инфраструктурой в российских регионах (в число акционеров "ТрансТелекома" входят 17 филиалов МПС, а МТТ до сих пор развивался за счет средств, полученных от транзита трафика сотовых операторов). А Golden Telecom имеет за спиной серьезного акционера - "Альфа-Групп".

    Нашествие на рынок дальней связи новой "большой тройки" ожидается со дня на день. Так, в начале февраля в Golden Telecom заявляли, что должны получить собственные коды для оказания услуг в середине месяца. Соответственно, ближе к весне новые конкуренты "Ростелекома" начнут вторгаться в сознание потребителя с собственными рекламными роликами и промо-кампаниями.

    Пока же серьезного ценового демпинга на рынке дальней связи не наблюдается (см. таблицу). Аналитики считают тарифы МТТ и "Ростелекома" сравнимыми. "У МТТ и "Ростелекома" сходные тарифы, хотя на первый взгляд кажется, что у МТТ тарифы все-таки ниже", - рассуждает аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева. По ее мнению, абонент вряд ли будет смотреть на часы во время звонка: "Потребитель не будет постоянно просматривать сайты операторов и сравнивать тарифы, он сделает свой выбор один раз и до следующего случая, когда его что-либо перестанет устраивать в услугах выбранного им оператора".

    Новые ощущения

    Могут ли потребители услуг дальней связи ощутить уже в 2006 году последствия демонополизации рынка? "Вполне вероятно, что смогут. Большая часть пользователей ощутит демонополизацию во второй половине года, когда будут развернуты масштабные рекламные кампании и маркетинговые акции операторов рынка дальней связи", - считает Аркадий Матковский, вице-президент компании "ТрансТелеком". - Проявится это в некотором снижении цен, улучшении качества обслуживания абонентов и расширении спектра услуг.

    А Антон Клименко, директор по связям с общественностью и инвесторами ОАО "Ростелеком", полагает, что "для абонентов либерализация будет означать возможность получать услуги связи непосредственно от их поставщика: например услуги местной связи - от местных операторов, услуги внутризоновой связи - от операторов зоновых сетей, а услуги дальней связи - от операторов междугородной и международной связи. "Кроме того, после того как отпадет необходимость в государственном регулировании тарифов на услуги междугородной и международной связи и на рынке реально заработают несколько операторов дальней связи, абоненты получат возможность выбора оператора и более гибкие возможности в выборе тарифов", - утверждает Антон Клименко.

    Эксперты относят реальное снижение цен на дальнюю связь на то время, когда на рынке будет не один и не два, а гораздо больше игроков. "Каждый последующий игрок, выходящий на рынок, будет пытаться визуально снижать тарифы, - продолжает Татьяна Толмачева. - Усиление конкуренции будет давить на рынок дальней связи и, как следствие, будет наблюдаться снижение тарифов".

    Вы конкуренции не боитесь?

    Антон Клименко, директор по связям с общественностью и инвесторами ОАО "Ростелеком":

    В отношении новых операторов дальней связи, получивших соответствующие лицензии и планирующих выйти на этот рынок и конкурировать с "Ростелекомом", можно сказать, что им предстоит большая работа по приведению своих технологических ресурсов в соответствие с новыми нормативными требованиями, по развертыванию региональной структуры, налаживанию бизнес-процессов и в целом по подготовке своих компаний к работе на национальном уровне. Пройдет еще какое-то время, прежде чем новые участники рынка смогут начать практическую операционную деятельность и предоставлять услуги дальней связи с такой же широкой доступностью и высоким качеством, какие уже сейчас предлагает "Ростелеком".

    Какие задачи участники рынка дальней связи ставят перед собой в 2006 году?

    Аркадий Матковский, вице-президент компании "Транстелеком":

    В первую очередь компании-лицензиаты планируют развернуть сети дальней связи, осуществить присоединение данных сетей к операторам МРК, полностью сдать их в эксплуатацию и начать предоставление полноценных услуг связи пользователям. Далее начнется активная работа с конечным потребителем услуг связи. В изменившихся условиях в первую очередь возникнет необходимость в информационно-образовательной деятельности. Потребителю необходимо будет рассказать о возможности выбора оператора и о его преимуществах, разъяснить схему взаимодействия с операторами, а также предложить перечень качественных и современных услуг связи.

    Изменились ли структура и уровень спроса на оборудование и услуги партнеров со стороны операторов дальней связи?

    Сергей Шаронин, президент ГК "ИМАГ", СвязьКомплект:

    В связи с происходящей демонополизацией особых изменений в структуре приобретаемого оборудования не происходит, так как на техническую политику она влияния не оказывает. Широкое использование технологий передачи голоса по IP сетям (VoIP) является растущей тенденцией. Однако эта тенденция наблюдается на всех секторах рынка связи (корпоративные системы связи, сети местной, зональной и дальней связи). К ближайшим перспективам следует отнести все большее проникновение на сети телефонной связи технологий VoIP. Многие операторы местной и зональной связи начали использовать VoIP для передачи телефонного трафика внутри своих сетей и даже для подключения к своим сетям абонентов. В прошедшем году установлены первые программные коммутаторы (softswitch), специально предназначенные для организации соединений абонентов с использованием этой технологии.

    Стоимость минуты междугородного телефонного соединения


     

    Источник газета "Финансовые известия"

    Четверг, 9 марта 2006, 16:09

     
                                                                                                                                                                                                     

     

        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Вверх страницы