Акционерные компании "Газпром" и "Транснефть" могут получить право на формирование собственных вооруженных подразделений. Инициатива подготовлена в самих этих структурах и уже получила поддержку администрации президента. Таким образом, можно быть практически уверенным, что она будет воплощена в жизнь.
Акционерные компании "Газпром" и "Транснефть" могут получить право на формирование собственных вооруженных подразделений. Их задачей станет защита и охрана производственной и транспортной инфраструктуры естественных монополий. С таким предложением вчера выступила группа депутатов, представляющая все 5 думских фракций. По данным "Независимой газеты", инициатива подготовлена в самих структурах и уже получила поддержку администрации президента.
Документ, подписанный единороссами Александром Гуровым и Анатолием Куликовым, коммунистом Виктором Илюхиным, представителями фракций "Родина" и "Справедливая Россия" Николаем Безбородовым и Юрием Маркеловым, а также лидером фракции ЛДПР Игорем Лебедевым, предлагает дополнить Закон "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" записью о том, что особые подразделения АК "Транснефть" и ОАО "Газпром" "имеют право использовать и применять служебное оружие и спецсредства для обеспечения сохранности продукции, поставляемой для федеральных государственных нужд, и охраны объектов ее добычи, переработки, хранения и транспортировки, а также для обеспечения сохранности иного имущества, необходимого для выполнения государственных контрактов, в том числе при его транспортировании".
Перечни объектов, подлежащих вооруженной охране, утверждаются указанными открытыми акционерными обществами по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации, отмечает КМ.ru. Работники охраны дочерних обществ открытого акционерного общества "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть", эксплуатирующие магистральные нефтепроводы и являющиеся их собственниками, и открытого акционерного общества "Газпром" имеют право хранить, носить и применять служебное оружие и специальные средства в целях самообороны и при исполнении служебных обязанностей в случаях и порядке, установленных Федеральным законом от 14 апреля 1999 года 77-ФЗ "О ведомственной охране" для применения служебного оружия и специальных средств работниками ведомственной охраны.
Перечень должностей работников охраны дочерних обществ открытого акционерного общества "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть", эксплуатирующие магистральные нефтепроводы и являющиеся их собственниками, и открытого акционерного общества "Газпром", имеющих право на хранение, ношение и применение служебного оружия и специальных средств, типы, модели и количество оружия и специальных средств определяются Правительством Российской Федерации". Изменения также вносятся в статью 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 года "Об оружии".
Согласно поправкам, часть первая закона об оружии получает новую редакцию: "Юридические лица с особыми уставными задачами имеют право в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц — поставщиков после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел. Виды, типы, модели и количество гражданского и служебного оружия, которое разрешено приобретать юридическим лицам с особыми уставными задачами, устанавливаются Правительством Российской Федерации".
Часть третья закона об оружии дополняется предложением следующего содержания: "Дочерние общества открытого акционерного общества "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть", эксплуатирующие магистральные нефтепроводы и являющиеся их собственниками, и открытое акционерное общество "Газпром", осуществляющие в соответствии с государственными контрактами поставки продукции для федеральных государственных нужд, в том числе в целях обеспечения экспортных поставок продукции при выполнении экономических обязательств Российской Федерации, на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации имеют право получать во временное пользование в органах внутренних дел отдельные типы и модели служебного оружия для исполнения возложенных на них федеральными законами обязанностей по обеспечению сохранности указанной продукции и охраны объектов ее добычи, переработки, хранения и транспортирования, а также для обеспечения сохранности иного имущества, необходимого для выполнения государственных контрактов, в том числе при его транспортировании".
Стоит особо отметить, что правовой основой в этом случае является именно закон о ведомственной охране, а не закон о частной детективной и охранной деятельности. Полномочия же ведомственной охраны гораздо обширнее тех, которыми обладают частные структуры. Например, ведомственные охранники могут обыскивать людей и автотранспорт, применять оружие не только на защищаемых ими объектах, но и вне их. Им разрешено использовать оружие, в том числе и при значительном скоплении людей, в том случае, если осуществляется нападение на объект их охраны. Служебное оружие они могут носить при себе, потому что, опять же по закону, у них есть право на самооборону. Более того, по закону о ведомственной охране структуры, имеющие такой статус, могут претендовать и на боевое автоматическое оружие.
Кроме специального ФГУП "Охрана", в которое преобразовано бывшее управление вневедомственной охраны МВД, не меньше 16 федеральных ведомств сейчас имеют у себя специальные охранные структуры. А есть еще и больше 20 тыс. частных охранных предприятий (ЧОПов) и больше 4 тыс. так называемых "служб безопасности".
Напомним: закон об оружии — один из самых старых законов новой России. За последние несколько лет в Думу поступило более 10 инициатив о его изменении, но почти все они были отвергнуты. Не получили право на свободное применение оружия, к примеру, даже охранники, сопровождающие конвои с золотом и драгметаллами.
Между тем предложение депутатов уже вызвало критику. Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров заметил, что деятельность охранных структур такого рода определяется лишь одним документом — Законом "О частной детективной и охранной деятельности в РФ". "Законодательство не предполагает, чтобы для каких-то конкретных компаний делались исключения", — подчеркнул Озеров. Депутату Геннадию Гудкову непонятно, "чем хуже "Газпрома" и "Транснефти", например, Сбербанк, Внешторгбанк, РАО "РЖД" или другие, числом не менее десятка-другого". Он предположил, что те скоро попросят о такого же рода привилегии: "Таким образом, у нас в стране скоро возникнет множество ведомственных армий". "Вооружение корпораций — вещь достаточно тревожная, в российских условиях это может быть еще более опасным для общества", — заметил в разговоре с изданием глава Центра этнополитических и региональных исследований Эмиль Паин. С точки зрения члена Общественной палаты Сергея Маркова, опасность таится прежде всего в неуправляемости корпоративных силовиков.
Источник материала news.mail.ru.
Пятница, 2 марта 2007, 15:07
|