Индекс NASDAQ Composite подошел к границе, за которой начинается сильный "медвежий" рынок. С января NASDAQ упал почти на 20%, снизились и другие индексы, и потенциала для восстановления фондовых рынков не видно.
Снижение налогов, победа в войне с Ираком, самые быстрый рост ВВП за последние пять лет, стремительный рост корпоративных прибылей, оптимистичный прогноз от Федеральной резервной системы — казалось бы, чего еще желать руководителям ведущих американских компаний и инвесторам? Но сегодня все это не имеет значения.
В начале года аналитики, опрошенные Bloomberg, считали, что индекс S&P 500 вырастет по итогам 2004 г. минимум на 2,3%, а в аналитическом подразделении Standard & Poor's прогнозировали рост на 11%. С начала года S&P 500 упал на 2,5%, Dow Jones — на 4,3%, а NASDAQ — на 11%. Причем в пятницу NASDAQ подошел к границе, за которой начинается "медвежий" рынок: с 26 января, когда индекс достиг последнего пика, он упал на 18,4%, недотянув 1,6% до "медвежьей" территории.
Сейчас для рынка важны рекордно дорогая нефть, непрекращающиеся столкновения в Ираке, возможность терактов в США и первые признаки того, что рост экономики начал замедляться. Не стоит больше ожидать и умопомрачительного роста прибылей, который для американских технологических компаний составил во II квартале 66%. По данным опроса Thomson First Call, в III и IV кварталах он составит 35% и 20% соответственно. Рост прибыли компаний из индекса S&P 500 в течение четырех последних кварталов превышал 20%, а в ближайшие два замедлится до 15%.
Настроение на рынке невеселое. Индекс инвестиционной уверенности, составляемый компанией State Street для США, упал со 109 пунктов в начале года до 84,3 в июле — самого низкого уровня с 1998 г. В Европе, по ее данным, в последний месяц инвесторы переводят средства из "циклических" акций (финансовые компании, недвижимость и др.), быстро растущих в периоды экономического подъема, в "защитные" (коммунальные, продовольственные компании), в которых инвесторы пережидают трудные времена. Столь масштабного перехода State Street не отмечала с 1995 г.
"Нефть — вот о чем мы думаем каждый день, — говорит Эдвард Йардени, главный инвестиционный аналитик Prudential Equity Group. — Когда нефть дорожает, акции падают, и наоборот". Снижение цен на нефть в понедельник и вторник позволило акциям отыграть некоторые потери. "Рынок был перепродан и готов к коррекции", — объясняет Джеймс Полсен, директор по инвестициям Wells Capital Management. "Проблема с перепроданными рынками в том, что они могут оказаться еще более перепроданными", — говорит Прайс Хидли, технический аналитик и президент BigTrends.com.
А Дэвид Фуллер, директор и глобальный аналитик британской Stockcube Research, не устает повторять, что в 2000 г., когда лопнул пузырь, начался долгосрочный период "медвежьего рынка", характеризующийся снижением коэффициента, определяющего отношение капитализации к прибыли компании (p/e); подобная ситуация наблюдалась в 1929-1939 гг. и 1966-1980 гг. Внутри этого долгосрочного тренда, правда, могут наблюдаться подъемы, как это было в 2003 г., когда инвесторы, истосковавшись по доходам после трехлетнего спада, погнали котировки вверх. Пип Кобурн, технический аналитик UBS, указывает, что сейчас коэффициент p/e у технологических компаний составляет около 24, и полагает, что привлекательными акции станут, когда он снизится до 16. "Думаю, тогда мы и увидим, как в игру вступает Уоррен Баффет", — говорит он. (Использованы материалы WSJ.)
Источник материала "Ведомости".
Среда, 18 августа 2004, 12:01
|