Правительства азиатских стран прибегают к крайним мерам в попытках преодолеть вызванный ростом цен на нефть топливный кризис. В Таиланде власти собираются сократить время работы магазинов и автозаправок, чтобы экономить электроэнергию. А правительство Филиппин подумывает ввести ограничения на использование личного автотранспорта.
Азиатские правительства стараются бороться с высокими ценами на нефть всеми способами: снижают процентные ставки, импортные пошлины на нефтепродукты и даже сокращают время работы магазинов, чтобы экономить электроэнергию. Но этих мер может оказаться недостаточно: цены на нефть вплотную приближаются к $50 за баррель, в регионе набирает темп инфляция, а потребительский спрос падает. При этом экономика азиатских стран — одна из самых динамичных, и спрос на энергоресурсы в ней только увеличивается.
"Азия пострадает больше других [регионов в мире], если высокие цены сохранятся на длительный период", — говорит экономист азиатского подразделения Lehman Brothers Роб Саббараман. По его мнению, экономический рост в азиатских странах из-за дорожающего топлива резко снизится уже в 2005 г. — пик придется на II квартал, а наиболее уязвимыми окажутся экономики Кореи, Таиланда и Филиппин. Впрочем, японская экономика — одна из крупнейших в Азии — практически не пострадает, хотя может незначительно замедлиться.
Сильнее всего высокие цены на нефть ударят по Китаю, который постоянно наращивает ее потребление. Только в июле, по данным китайского правительства, спрос на нее вырос на 41% до 2,27 млн баррелей в день. По подсчетам экономиста гонконгского Smith Barney Ипина Хуана, рост цены на нефть на $10 за баррель съедает 0,4% роста китайского ВВП. Даже экономики Сингапура и Гонконга, где развиты рынки услуг и неэнергоемкие производства, могут оказаться под угрозой, если цены на нефть не опустятся в ближайшие полгода, считают аналитики.
В понедельник на Нью-Йоркской товарной бирже цена на октябрьские фьючерсы сначала росла и достигла $47,05 за баррель (в пятницу цена установилась на отметке в $46,72). Но днем она снизилась до $46,17 за баррель. На снижение повлияло сообщение о том, что, несмотря на кровопролитные бои в эн-Наджафе, Ирак возобновил экспорт нефти.
На словах азиатские политики сохраняют спокойствие. На днях Корея, Сингапур и Таиланд даже пересмотрели прогнозы экономического роста в сторону повышения. Однако действия властей говорят о сильной обеспокоенности. Банк Кореи 8 августа уже понизил процентные ставки с 3,75% до 3,5%. Это, в свою очередь, может привести к всплеску инфляции. По мнению экономиста исследовательского института Samsung Economic Квана Сеуна, снижение ставок свидетельствует о том, что "экономика [Кореи] действительно находится не в лучшей форме". Индия на прошлой неделе снизила импортные пошлины на нефть и нефтепродукты, несмотря на дефицит бюджета. Инфляция в стране сейчас самая высокая за последние три года — за первую неделю августа индекс оптовых цен достиг рекордной отметки в 7,96%. Власти Таиланда уже потратили около $480 млн на субсидии розничным продавцам бензина и дизельного топлива. Кроме того, правительство страны собирается обязать магазины и автозаправки сократить время работы, чтобы таким образом экономить электроэнергию. А министр энергетики Филиппин Винсент Перес заявил, что республика может утвердить пакет законов, направленных на экономию энергоресурсов, включая ограничения на пользование личным автотранспортом.
Источник материала "Ведомости".
Вторник, 24 августа 2004, 10:04
|