Решение Саудовской Аравии резко снизить цены на менее качественные и непопулярные у НПЗ США и Европы сорта нефти приведет к тому, что разница в цене между индикативными сортами вроде Brent и тяжелыми сортами нефти, например, российской Urals, продолжит увеличиваться.
Во вторник королевство в попытке сбить высокие цены на нефть объявило о резком увеличении дисконта при определении цены тяжелых сортов нефти для потребителей в Европе и Соединенных Штатах.
В марте Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) заявила, что в течение года собирается наращивать объемы добычи, чтобы подготовиться к повышению спроса в четвертом квартале. Между тем, резерв мощностей картеля приходится в основном на тяжелые сорта, и аналитики предвидят повторение прошлогоднего переизбытка низкокачественной нефти на рынке, что неизбежно приведет к снижению цен на нее.
"ОПЕК пытается снизить цены, однако побочным эффектом становится увеличение разницы в цене между легкими и тяжелыми сортами", - сказала Дебора Уайт, ведущий специалист по экономике в SG Commodities.
Тяжелые, высокосернистые сорта не годятся для большинства НПЗ в северном полушарии, привыкших делать бензин из более легкой нефти.
"Вполне логично, что разрыв в ценах увеличивается, поскольку продавцы пытаются по возможности увеличить объемы продаж и увеличить маржу для покупателей", - сказал трейдер из Средиземноморского региона.
ПЕРЕДЫШКА
В прошлом году низкосортные виды нефти торговались на мировом рынке с рекордными скидками по сравнению с индикативными сортами, поскольку ОПЕК добывала больше нефти, чем в течение последних 25 лет, с целью удовлетворить растущий спрос со стороны Китая и США.
Некоторое увеличение доли легкой нефти в общем объеме поставок из Саудовской Аравии в конце прошлого года благодаря началу добычи Arab Light на новом месторождении Катиф на какое-то время помогло сократить разрыв в ценах на разные сорта нефти.
Так, российская нефть Urals торгуется в настоящее время со скидкой в $5,50 за баррель к индикативному североморскому сорту Brent, тогда как в октябре прошлого года дисконт достигал $7,70. Между тем, нынешний уровень дисконта все равно почти вдвое выше среднего за последние два года - $2,95 за баррель.
Некоторые покупатели считают, что Саудовская Аравия в апреле могла пойти и на более ощутимое снижение цен и что в мае королевство предпримет дальнейшие шаги в этом направлении, если оно хочет увеличить объем экспорта.
"ОПЕК осознает, что необходимо подготовиться к четвертому кварталу, но опасается выбросить на рынок дополнительные объемы тяжелой нефти, что просто ударит по ценовым дифференциалам и по ее выручке, а рынок все равно останется без нефти, которая ему нужна", - говорится в опубликованном на этой неделе докладе PFC Energy.
НПЗ НЕ ГОТОВЫ
Как считают аналитики, с тенденцией к увеличению разницы в ценах на легкие и тяжелые сорта нефти можно будет покончить только после того, как компании приспособят заводы для переработки более тяжелых сортов нефти или построят новые НПЗ.
До сих пор модернизация НПЗ была в основном направлена на улучшение качества топлива с ужесточением экологических требований в Европе и США, а не на увеличение доли тяжелой нефти в общем объеме переработки.
Ситуация постепенно меняется. Так, крупнейшая в Европе нефтеперерабатывающая компания, французская Total , сообщила о планах увеличить годовой объем инвестиций в НПЗ почти на 70 процентов в течение ближайших трех лет, чтобы справиться с растущими поставками тяжелой нефти.
Модернизация НПЗ не сразу скажется на нефтяных котировках: на строительство новых мощностей и ввод их в эксплуатацию уйдет несколько лет.
Источник материала "Нефтегазовая магистраль"
Четверг, 7 апреля 2005, 15:58
|