"Роснефть" намерена продавать нефтепродукты в страны АТР, сокращая поставки сырой нефти, однако мощностей Комсомольского НПЗ, уже сегодня работающего с перегрузкой, для этих целей компании будет явно недостаточно. Выходом для "Роснефти" может стать участие в проекте "Транснефти" по строительству перерабатывающего завода на конечной точке трубопровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО).
"Роснефть" планирует радикально изменить структуру поставок энергоносителей в АТР. "В наших ближайших планах - продажа нефтепродуктов в основном высокого качества, выход на розничные рынки АТР",- заявил глава компании Сергей Богданчиков. По его словам, с месторождений Восточной Сибири нужно поставлять не только нефть. "Мы обязаны продавать продукт с более высокой добавочной стоимостью",- подчеркнул Богданчиков. "Роснефть" уже ведет переговоры с двумя японскими компаниями о создании совместных предприятий. Одно из них будет заниматься освоением месторождений в Восточной Сибири, другое, планируемое на паях японской Marubeni,- розничной продажей нефтепродуктов.
Переработку сырья на экспорт компания, судя по всему, планирует вести собственными силами. Для этих целей у нее есть пока лишь Комсомольский НПЗ. На предприятии, построенном в 1942 году, "Роснефть" последние шесть лет ведет модернизацию. В этом году завод, как ожидается, переработает 6,24 млн тонн нефти.
После завершения реконструкции объем производства, подчеркивает "Роснефть", составит 7 млн тонн нефтепродуктов в год. Вместе с тем сегодня мощности завода загружены уже на 109%, отмечает аналитик Rye, Man & Gor Securities Антон Рубцов, и значительного увеличения переработки ожидать не приходится.
Мощностей Комсомольского НПЗ вкупе с Хабаровским (принадлежит НК "Альянс"), расположенных на Дальнем Востоке, не хватает для обеспечения нужд даже самого региона. Приморье испытывает резкую потребность в мазуте, говорит Рубцов. "Объем переработки нашего завода - 3 млн тонн в год, партии топлива бронируются покупателями задолго до их выпуска,- рассказали "Бизнесу" в НК "Альянс".- Экспортируем мы продукцию, только если остаются излишки или заказчик очень попросит". В компании не смогли уточнить, поставляются ли нефтепродукты в страны АТР: топливо отправляется трейдерам, которые распоряжаются им по собственному усмотрению.
Одного Комсомольского НПЗ для рынка АТР "Роснефти" будет явно недостаточно.
Сергей Богданчиков вчера анонсировал, что госкомпания планирует построить "в Хабаровском крае и на Сахалине нефтеперерабатывающий завод". От комментариев этих планов в компании отказались.
Переработку уместно строить максимально близко к экспортному пути, то есть к Восточному нефтепроводу, отмечает аналитик группы компаний "Регион" Константин Гуляев. "Роснефть" заинтересована в скорейшей реализации этого проекта, поскольку только в Китай она обязана поставить до 2010 года 48 млн тонн нефти в счет оплаты $6 млрд кредита, полученного на покупку "Юганскнефтегаза", напоминает Гуляев.
Поэтому "Роснефть" может принять участие в транспортном мегапроекте "Транснефти", а именно в части строительства НПЗ, которое планируется у конечной точки нефтепровода. Затраты на проект мощностью 15 млн тонн в год потребует немалых инвестиций - $1 млрд. Тем не менее "Роснефти" выгоднее войти в этот проект, чем строить НПЗ самостоятельно, считает Антон Рубцов. На завод можно также поставлять нефть с сахалинских проектов госкомпании. На строительство НПЗ такого класса потребуется не менее трех лет, добавляет аналитик, поэтому работы начнутся параллельно с прокладкой самого нефтепровода, котор ожидается в 2006 году.
Источник материала "Бизнес"
Вторник, 22 ноября 2005, 11:29
|