ОАО "НК "Роснефть", похоже, в скором будущем расширит свое присутствие на Черном море. Как стало известно РБК daily, госкомпания ведет переговоры с Новолипецким металлургическим комбинатом о продаже 69,41% акций Туапсинского морского торгового порта. Об этом сообщили несколько источников, близких к переговорам. Косвенным свидетельством также являются рекордные дивиденды порта за девять месяцев 2006 года — 9 тыс. руб. за акцию. По мнению аналитиков, действия "Роснефти" вполне логичны: ей нужен транспортный канал к трубопроводу Бургас — Александропулис. Аналитики оценивают стоимость порта в 300—400 млн долл.
Крупнейшие акционеры ОАО "Туапсинский морской торговый порт" — Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК, 69,41%) и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (25%). Согласно отчету за третий квартал 2006 года, выручка порта составила 1,6 млрд руб., чистая прибыль — 715 млн руб., суммарная величина активов — 5,8 млрд руб.
Первый порт "Роснефть" приобрела в июне 2006 года. Госкомпания заключила сделку с НК "Альянс" о продаже 97,51% уставного капитала крупнейшего порта на Тихоокеанском побережье — ОАО "Находкинский нефтеналивной морской торговый порт". Мотив сделки — компании необходимо наладить поставки нефти и нефтепродуктов в Китай. К тому же рядом с портом располагаются нефтебазы "Роснефть-Находканефтепродукта", на которые поступают нефтепродукты с Комсомольского НПЗ. После завершения сделки "Роснефть" создаст на Дальнем Востоке единый технологически замкнутый производственный комплекс.
"Роснефть", возможно, рассчитывает создать аналогичный комплекс и на Черном море. Госкомпания ведет переговоры с Новолипецким металлургическим комбинатом о покупке принадлежащего ему пакета в 69,41% акций ОАО "Туапсинский морской торговый порт", сообщили РБК daily несколько источников, близких к переговорам. Примечательно, что порт находится рядом с реконструируемым Туапсинским НПЗ, принадлежащим госкомпании. Официально стороны не комментируют процесс сделки. Однако, как уверяют собеседники РБК daily, "Роснефть" и НЛМК, возможно, уже близки к завершению сделки.
Как указывают аналитики, об этом могут свидетельствовать и рекордные промежуточные дивиденды, полученные акционерами Туапсинского порта, — 9 тыс. руб. на акцию. Суммарный размер дивидендов — 1,5 млрд руб., что лишь ненамного меньше выручки порта за третий квартал 2006 года — 1,6 млрд руб. Между тем еще год назад размеры дивидендов были скромнее — 1,3 тыс. руб. на акцию. "Это обычная практика — выводить средства из компании перед продажей", — говорит аналитик Rye, Man & Gor Securities Константин Черепанов. "К примеру, перед продажей "Газпрому" в 2004 году "Сибнефть" направила на дивиденды рекордную в российской корпоративной практике сумму — 2,3 млрд долл.", — напоминает он.
Аналитики констатируют, что у "Роснефти" много веских причин для приобретения Туапсинского порта. "Компания получила долю в проекте "Бургас — Александропулис", ей необходим транспортный канал для транспортировки нефти", — говорит Константин Черепанов. Александр Блохин из компании "Ак Барс Финанс" добавляет, что "Роснефть" также намерена увеличить и поставки нефтепродуктов после завершения реконструкции Туапсинского НПЗ к 2010 году. Отметим, что госкомпания уже владеет туапсинским морским терминалом.
Наконец, приобретение новых активов — способ увеличить капитализацию в условиях падения цен на нефть. Правда, эксперты считают, что "Роснефть" купит порт не без помощи мощного административного ресурса, который может помочь приобрести актив по рыночной цене. По оценке Rye, Man & Gor Securities, сейчас стоимость 100% акций порта колеблется в диапазоне 124—231 млн долл., однако актив, возможно, недооценен. Его справедливая стоимость — 300—400 млн долл.", — подсчитал аналитик инвесткомпании Олег Судаков.
ЕКАТЕРИНА КОЛЕСНИКОВА
Источник "РБК-daily"
Вторник, 16 января 2007, 15:42
|